Под воздействием учителя формируется представление об этике отношений между людьми. «Очень огорчало, что классные руководители младших — 4—5 классов — нередко соперничали. Это очень разъединяло нас, ребят. В старших классах учителя работали более дружно, что соответственно сближало и нас».
Один учитель не может сосредоточить в себе все богатство окружающего мира, но увлеченность, с которой он посвящает учащихся в какую-то сферу знаний, заражает их творческим подходом к развитию и удовлетворению самых разнообразных индивидуальных интересов.
Школьники чрезвычайно тяготеют к учителям, которые привлекают их своей личностью, ищут контактов с ними. К учителям, завоевавшим общеученическое признание — авторитет, тянутся ученики других классов, иногда и других школ. Наверное, это и есть главное качество настоящего учителя — быть человеком везде, не разделяя ребят на «своих» и «чужих».
Как видно из бесед с учащимися, из всех учителей, с которыми они так или иначе взаимодействовали в школе, эмоциональные связи устанавливаются с одним-двумя учителями, но приверженность им сохраняется надолго (под эмоциональной связью подразумеваются интерес к личности учителя и взаимоотношения с ним, основанные на доверии и искренности).
У каждого третьего школьника значимый для него эмоциональный контакт с учителем возник в шестом-седьмом классе. В восьмом или девятом классе этот контакт нередко прерывался по разным причинам — чаще всего из-за усиления критического взгляда на учителя. В 14—15 лет подростки полны интереса к собственной личности. Они пытаются заниматься самовоспитанием: развитием интеллекта, расширением кругозора и, главным образом, закаливанием воли и характера. Новообразования в их взглядах, вкусах, поступках стремительны и порой противоречивы. Если учитель не видит их усилий в области саморазвития (что случается нередко), это сильнейшим образом задевает самолюбие молодых людей и приводит к разочарованию в учителе. Школьник предпринимает попытки к поиску новых связей, но находит их опять-таки лишь каждый третий.
Оценочные суждения учителя, его идейность, убежденность оказывают колоссальное влияние на формирующееся мировоззрение старших школьников и определяют направленность их интересов, потребностей, стремлений.Значительная часть старшеклассников обращается к учителям за разъяснением сложных вопросов общественно-политической, научно-технической и культурной жизни. Свои личные вопросы к этому возрасту школьники пытаются решать сами или с помощью товарищей. Личностный контакт с учителем идет уже не столько через «откровения», сколько через родство душ, родство идей — духовное взаимопонимание.
По материалам сайта Записки школьного библиотекаря
Что радует и огорчает ученика в школе? Многое, но больше всего отношение к нему учителя. Что побуждает ученика преодолевать собственные слабости, леность, неудачи?
В значительной мере доверие учителя. Каким образом фиксирует школьник свое продвижение в знаниях? Прежде всего по оценкам учителя. А свой нравственный рост? По личности уважаемого учителя. Влияние учителя порою осознается школьником, порою они опосредовано через суждения и действия окружающих.
Еще задолго до поступления в школу ребенок знает, что его будет учить учитель. Всей атмосферой окружающей жизни он подготовлен к встрече, к сотрудничеству с учителем. Он хочет все делать в школе хорошо, он ждет от учителя многого и вместе с тем плохо представляет себе характер предстоящей совместной деятельности. Отсюда первые трудности, первые разочарования.
«Сегодня — первое сентября — один мальчик уже стоял за партой за то, что улыбался, когда учительница сделала ему замечание. «На уроках нельзя улыбаться, а надо работать», — сказала учительница. Неужели же в школе все время надо работать?».
«Я очень хочу постоять за партой. Так приятно, когда учительница делает строгие глаза и говорит строгим голосом: «Встань и успокойся», — а потом ласково: «Садись, Машенька, и больше так громко не смейся».
«Учительница совсем редко меня спрашивает. Я стал смотреть в окно долго, долго. Она один раз меня спросила, другой. Потом подошла и сказала: «Андрюша, как ты себя чувствуешь? У тебя не болит голова?» И весь урок на меня поглядывала. «Зачем же ты себя так вел?» — «Мне очень хотелось, чтобы она обратила на меня внимание».
Учительница «сердитая», «беспокоится», говорит «строгим» или «ласковым» голосом, «посматривает» на ребенка, и это его радует. Ему необходим особый контакт — внимание. Внимание лично к нему.
В глазах учеников начальных классов учитель имеет огромный авторитет. В основе его — признание особой роли учителя как главного лица, которому подчиняются все дети: и маленькие, и большие, и озорные, и умные. Учитель знает все, и он должен быть самым справедливым, честным и заботливым человеком.
Постепенно учеба становится трудом, требующим все большего напряжения сил, сознательной самодисциплины. Школа уже несет не только радости, но и огорчения. И учитель по отношению к ребенку предъявляет все больше и больше требований.
«Хоть бы заболеть простой болезнью, — мечтает школьник к концу первого года обучения. — Я так боюсь двоек… Получить их очень просто. Некоторые ребята читают тихо. Учительница говорит: «Продолжи». А чего продолжить? Вот и двойка. По арифметике трудные примеры пошли…».
В первом-втором классах преобладающее большинство детей плачут из-за того, что не получаются учебные задания. «Очень боюсь бешеных собак и двоек», «двойки и парикмахера», «зубных врачей и двоек», «двоек и землетрясения». Все страхи — реальные и нереальные — для младшего школьника отождествляются с двойкой.
По материалам сайта Записки школьного библиотекаря