Под воздействием учителя формируется представление об этике отношений между людьми. «Очень огорчало, что классные руководители младших — 4—5 классов — нередко соперничали. Это очень разъединяло нас, ребят. В старших классах учителя работали более дружно, что соответственно сближало и нас».
Один учитель не может сосредоточить в себе все богатство окружающего мира, но увлеченность, с которой он посвящает учащихся в какую-то сферу знаний, заражает их творческим подходом к развитию и удовлетворению самых разнообразных индивидуальных интересов.
Школьники чрезвычайно тяготеют к учителям, которые привлекают их своей личностью, ищут контактов с ними. К учителям, завоевавшим общеученическое признание — авторитет, тянутся ученики других классов, иногда и других школ. Наверное, это и есть главное качество настоящего учителя — быть человеком везде, не разделяя ребят на «своих» и «чужих».
Как видно из бесед с учащимися, из всех учителей, с которыми они так или иначе взаимодействовали в школе, эмоциональные связи устанавливаются с одним-двумя учителями, но приверженность им сохраняется надолго (под эмоциональной связью подразумеваются интерес к личности учителя и взаимоотношения с ним, основанные на доверии и искренности).
У каждого третьего школьника значимый для него эмоциональный контакт с учителем возник в шестом-седьмом классе. В восьмом или девятом классе этот контакт нередко прерывался по разным причинам — чаще всего из-за усиления критического взгляда на учителя. В 14—15 лет подростки полны интереса к собственной личности. Они пытаются заниматься самовоспитанием: развитием интеллекта, расширением кругозора и, главным образом, закаливанием воли и характера. Новообразования в их взглядах, вкусах, поступках стремительны и порой противоречивы. Если учитель не видит их усилий в области саморазвития (что случается нередко), это сильнейшим образом задевает самолюбие молодых людей и приводит к разочарованию в учителе. Школьник предпринимает попытки к поиску новых связей, но находит их опять-таки лишь каждый третий.
Оценочные суждения учителя, его идейность, убежденность оказывают колоссальное влияние на формирующееся мировоззрение старших школьников и определяют направленность их интересов, потребностей, стремлений.Значительная часть старшеклассников обращается к учителям за разъяснением сложных вопросов общественно-политической, научно-технической и культурной жизни. Свои личные вопросы к этому возрасту школьники пытаются решать сами или с помощью товарищей. Личностный контакт с учителем идет уже не столько через «откровения», сколько через родство душ, родство идей — духовное взаимопонимание.
По материалам сайта Записки школьного библиотекаря