Аналогичная картина в третьем-четвертом классах. Большинство детей в этих классах плачут из-за неприятностей в школе и обиды на взрослых (родителей и учителей). «Боюсь идти в школу с невыученными уроками; «самое неприятное, когда набедокуришь и промолчишь, а потом наступает час расплаты»; «очень обидно, когда одному ставят 5 с натяжкой, а другому — 4 за то же самое»; «очень неприятно, когда не доверяют».
К десятилетнему возрасту увеличивается число школьников, которые считают, что учителя неправильно оценивают их знания, бывают несправедливы. Но в целом отношение к учителю, особенно к тому, который учит детей с первого класса, — доброжелательное и доверчивое.
С каждым годом ребята осваивают школу и правила внутришкольной жизни — писаные и неписаные. Они уже могут сравнивать действия учителей, и к подростковому возрасту умеют обобщать те особенности, которые должны быть, с их точки зрения, у всех учителей.
Какого же учителя подросток считает настоящим?
Мы обобщили суждения на эту тему 283 подростков в возрасте 12—14 лет. Они свелись к следующему: настоящий учитель — это тот, кто понимает и уважает ребят (35%); хорошо знает свой предмет и любит его (20%); спокойный, не кричит, умеет себя сдерживать (10%); справедливый (10%); не имеет «любимчиков», (7%); помнит все, что обещает (6%); следит за своим внешним видом (5%); помогает другим учителям (4%).
По мнению подростков, избирательные, дружеские отношения учителя с учеником могут быть только в очень редких случаях.
По материалам сайта Записки школьного библиотекаря