В пятом-седьмом классах школьники больше всего расстраиваются из-за неудач в учении (45%), несправедливости взрослых (25%), ссор с друзьями (15%). По сравнению с младшими школьниками, у подростков возникает весьма критический взгляд на учителя. По данным Х. Лахта, подростки очень чувствительны к несправедливости учителя, недоверию с его стороны, бурно реагируют на раздражительность и некоторые другие негативные проявления в отношениях. На этот возраст, по нашим данным, падает самое большое число конфликтов между школьниками и учителями. Как уже говорилось, преобладающее большинство ребят в конфликтных ситуациях поддерживает друг друга, противопоставляя учителю действия своей группы или даже класса в целом.
Обилие конфликтных ситуаций в этом возрасте и та роль, которую они играют в жизни подростка, объясняются бурным развитием «второго плана» личности, ее мотивационной сферы. Это процесс достаточно противоречивый, трудный для самого подростка. Но и учителю нелегко разобраться в истинных и мнимых мотивах поступков. Н. К. Крупская, обращая внимание воспитателей на сложность внутреннего мира подростка, советовала «не подшивать» действиям ребят дурные мотивы. Очевидно, не случайно несправедливость учителя более всего травмирует ребят подросткового возраста.
В старших классах отношения с учителями стабилизируются, конфликтов становится меньше. Часть подростков уходит из школы в другие учебные заведения (из общего числа конфликтующих, по нашим данным, оставляют школу 55%). Предстоящие в восьмом классе экзамены, близкая перспектива окончания школы усиливают деловые ориентации старшеклассников, и их отношение к учителю все чаще строится на сугубо деловой основе. По данным опроса 1270 школьников восьмых — десятых классов, проведенного нами в Ленинграде в 1970—1976 годах, молодые люди наиболее высоко оценивают знания и профессиональное мастерство учителя (35%), его эрудицию, критичность мышления, наличие собственной точки зрения, убежденность.
Высоко оцениваются нравственные достоинства учителя (21%) — гражданственность, идейность, принципиальность, трудолюбие, честность, скромность и др. Наиболее обстоятельно судят школьники о коммуникативных свойствах учителя (34%): его отзывчивости, доброте, искренности, умении сочувствовать и понимать состояние другого человека. Большое значение придают старшеклассники общей культуре учителя (10%), проявляющейся в широте кругозора, умении понимать искусство, в развитой речи, хороших манерах, изящном внешнем виде, в способах разрешения конфликтных ситуаций.
Суждения школьников свидетельствуют о том, что представление об идеале возникло у многих под влиянием личности наиболее уважаемого учителя; учитель часто является тем нравственным эталоном, по которому школьник определяет достоинства других людей и свои собственные
По материалам сайта Записки школьного библиотекаря